Посев кала на дисбактериоз
Анализ кала на дисбактериоз
Что говорит анализ на дисбактериоз и можно ли на него опираться при постановке диагноза?
Что такое анализ на дисбактериоз?
Мы знаем, что в кишечнике живут микроорганизмы.
Одни из них сидят на стенке кишечника — пристеночная флора, а другие заполняют просвет — просветная.
В каждом отделе они разные и выполняют разные функции. Вместе с калом часть (!) просветной микрофлоры выходит наружу.
Обращаем внимание:
1. Только просветная, так как пристеночная крепко сидит в своих квартирах и только отдельные элементы могут выйти «погулять» и случайно попасть в материал для анализа.
2. Выходит только часть (не вся, потому что в разных отделах она разная и пока дойдет до выхода — что-то останется, что-то выйдет)
По виду флора делится на
— облигатную (это та, которая есть постоянно, 90% ее сидит по своим домам на слизистой кишечника),
— факультативную (ее еще называют условно-патогенной), она не постоянная, меняется все время, ее рост контролирует облигатная флора,
— транзиторную (это та, которая практически не задерживается в организме или может задержаться при неблагоприятных факторах, тогда развивается заболевание). Транзиторная флора еще более не постоянна, зависит от множества внешних и внутренних факторов.
Итак, мы берем материал (кал), для того, чтобы выделить культуры он должен быть очень свежий! только-только с «конвейера». Иначе, в баночке патогенная флора, не сдерживаемая облигатной флорой моментально увеличит свой рост — картина может быть ошибочно-печальной — есть что «полечить»
Далее, лаборанты готовят материал и сеют его на питательную среду — и вот что выросло — то выросло….
Чего анализ НЕ дает:
1. Не дает достоверной информации о том, что на самом деле живет в кишечнике человека
2. Не существует референтных значений (с чем можно было бы сравнивать) — у каждого человека они индивидуальны
3. Не говорит о том, факультативная это флора или транзиторная.
4. Технически не может сказать о состоянии облигатной флоры.
Вопрос сдавать или нет стоит открытым, сейчас лаборатории многое делают из того, что дает мало информации для постановки диагноза. …
Самым важным остается человек с его жалобами и правильной оценкой состояния.
Возможно в будущем будут найдены другие способы лабораторной диагностики
Подведем итог:
Анализ кала на дисбактериоз
- Не дает НИКАКОЙ полезной информации, если у ребенка на момент сдачи анализа НЕТ температуры, поноса, рвоты
(по секрету: и даже если все это есть, данный анализ тоже не нужен)
- Стафилококк, протей, клебсиелла, грибковая флора ВСЕГДА есть в составе бактериального пула здорового кишечника.
ВСЕГДА! - Норм количества бактерий НЕТ
Т.е., например, сосчитали, что у ребенка в анализе 10*4 золотистого стафилококка. Ну и что? А сколько должно быть?
У каждого человека свое соотношение и оно индивидуально. - Соотношение полезных и условно-полезных бактерий постоянно меняется.
На состав микробиоты влиют сотни факторов: питание человека, количество и качество питья, гормональный баланс, активность ферментной системы, стресс и т.д.
Например при большом поступлении углеводов с пищей и сниженной активности ферментов начинает увеличиваться условно-патогенная флора (клебсиелла, лактазонегативная кишечная палочка и т.д)
Стоит питанию измениться и баланс флоры меняется в другую сторону.
- «Вылечить» стафилококк или любую другую составляющую микробиома нельзя и не нужно.
Они обязательно должны присутствовать в составе микробиоты.
Их роль:
- сдерживание роста друг друга
- тренировка иммунной системы
Подведем итог.
- Если ребенок здоров, он хорошо ест, пьет, хорошо развивается.
Ребенка ничего не беспокоит, у него нет поноса, температуры или других патологических признаков, состав флоры кишечника может быть ЛЮБЫМ!
А значит сдавать анализ не имеет никакого смысла. - Если у ребенка понос, рвота, температура и т.д.
По клиническим симптомам понятно и без анализа, что это оки и лечить ребенка согласно диагноза, а не анализа. - Чем меньше ребенок, тем больше «анархии» в его кишечнике, так как это период, когда макро и микроорганизмы находят свой баланс.
Это нормальный процесс, вмешиваться в который без необходимости не стоит.
Лечить нужно ДИАГНОЗ, но не АНАЛИЗ.
Информативным может быть только выделение в материале возбудителей болезни: сальмонелла, дизентерия и т.д.
НО! Лечение назначается (в любом случае) на основании осмотра пациента, оценки его состояния и только потом анализов.