Телефоны: (048) 701 40 70 (094) 953 70 70

Електронная почта: krohaodua@ukr.net

Психогенный кашель

Психогенный или привычный кашель

Психогенный кашель – это кашель, не связанный с поражением дыхательных путей.
Возникает в возрасте старше 2 лет (чаще всего наблюдается в возрасте 4-8 лет).
До 10 % детей встречаются с психогенным кашлем.

Обычно кашель появляется при неблагоприятной эмоциональной обстановке в семье и изменении привычного образа жизни ребенка (например, поход в садик).
Поэтому можно заметить как появляется (или усиливается) приступ при появлении в поле зрения раздражителя.

В пользу стрессовой теории возникновения кашля говорят такие наблюдения:
— кашель возникает перед важным событием в жизни ребенка
— кашель возникает во время ссор в семье, просмотра «страшных» фильмов
— кашель возникает при общении со строгим взрослым, которого ребенок опасается

Механизм развития кашля рассматривают как вариант тиков.

  • Длительность кашля – приблизительно около месяца.
  • Если кашель хронический – может длиться годами (ремиссии чередуются с обострениями)
  • Проходит после 18 лет
  • У мальчиков наблюдается чаще, чем у девочек.

    У психогенного кашля есть особенности: усиливается к вечеру, имеет сезонность и всегда отсутствует мокрота.
    Психогенный кашель является диагнозом исключения. Т.е. когда исключают возможные органические причины кашля:  бронхиальную астму, синдром постназального затекания слизи, гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь, инородное тело респираторного тракта и др.

    Основные клинические характеристики психогенного кашля:

    • Ребенок кашляет только во время бодрствования, во сне не кашляет
    • Кашель всегда сухой, навязчивый, стереотипный
    • Можно проследить связь между появлением приступа кашля и событием
    • Кашель не усиливается при физической нагрузке
    • Имеет суточную и сезонную зависимость, усиливается в вечернее время и в осенне-зимний период;
    • Отсутствие эффекта от лечения и положительная динамика при поведенческой терапии
    • Кашель исчезает при чтении стихов, пении, быстром разговоре
    • Нет признаков поражения дыхательной системы;

    У пациентов с психогенным кашлем часто встречается гипервентиляционный синдром

    Источники
    https://d-l.com.ua/ru-issue-article-470#Psihogennye-rasstroystva-dyhaniya-u-detey 1. Kelly C., Molcho M., Doyle P., Gabhainn S.N. Psychosomatic symptoms among schoolchildren. Int J Adolesc Med Health. 2010 Apr-Jun; 22 (2): 229-35. 2. Garralda M.E. Unexplained physical complaints. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am. 2010 Apr; 19 (2): 199-209. 3. Niggemann B. How to diagnose psychogenic and functional breathing disorders in children and Adolescents. Pediatr Allergy Immunol 2010; 21: 895-9. 4. Schulte I.E., Petermann F. Somatoform disorders: 30 years of debate about criteria! What about children and adolescents? J Psychosom Res. 2011 Mar; 70 (3): 218-28. 5. Aminoff M.F. Autonomic dysfunction in central nervous disorders. Curr. Opin. Neurol. Neurosurg. 1992; 5: 482-486. 6. Ibeziako P., Bujoreanu S. Approach to psychosomatic illness in adolescents. Curr Opin Pediatr. 2011 Aug; 23 (4): 384-9. 7. Howell J.B. Behavioural breathlessness. Thorax 1990; 45; 287-292. 8. Gruber C. et al. Somatoform respiratory disorders in children and adolescents-proposals for a practical approach to definition and classification. Pediatr Pulmonol. 2012 Feb; 47 (2):199-205. 9. Niggemann B. How to diagnose psychogenic and functional breathing disorders in children and adolescents. Pediatric Allergy and Immunology. September 2010; 21: 895-899. 10. Morris M.J. Diagnostic criteria for the classification of vocal cord dysfunction. Chest. 2010; 138 (5):1213-1223. 11. Vlahakis N.E. Diagnosis of vocal cord dysfunction: the utility of spirometry and plethysmography. Chest. 2002; 122 (6):2246-2249. 12. Morris M. J., Christopher K.L. Diagnostic criteria for the clas­si­fi­cation of vocal cord dysfunction. Chest. 2010; 138 (5): 1213-1223. 13. Brugman S. The many faces of vocal cord dysfunction. What 36 years of literature tells us. Am J Respir Crit Care Med. 2003; 167: A588. 14. Morris M.J., Allan P.F., Perkins P.J. Vocal cord dysfunction: aetiologies and treatment. Clin Pulm Med 2006; 13: 73-86. 15. Kenn K., Balkissoon R. Vocal cord dysfunction: what do we know? ERJ. 37 (1): 194-200. 16. Goldman J., Muers M. Vocal cord dysfunction and wheezing. Thorax. 1991; 46: 401-404. 17. Vlahakis N.E. Diagnosis of vocal cord dysfunction: the utility of spirometry and plethysmography. Chest. 2002;122 (6): 2246-2249. 18. Holinger L., Sanders A.D. Chronic cough in infants and children: an update. Laryngoscope 1991; 101: 596-605. 19. Irwin R.S. Habit cough, tic cough, and psychogenic cough in adult and pediatric populations: ACCP evidence-based clinical practice guidelines. Chest. 2006; 129 (1 suppl): 174-179. 20. Chang A.B. Guidelines for evaluating chronic cough in pediatrics. Chest. 2006; 129: 260S-283S. 21. Петрухин А.С., Бобылова М.Ю. Современные представления об этиологии и патогенезе тиков // Неврологический журнал. – 2004. – №4. – С. 47-51. 22. Зыков В.П. Диагностика и лечение тиков и синдрома Туретта у детей // Русский медицинский журнал. – 2006. – Том 14. – № 4. – С. 1-4. 23. Захаров А.И. Неврозы у детей. Виды нервности. // Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение. – 1986. – С. 5-16, 54-87.
    kroha_new phone