Телефоны: (048) 701 40 70 (094) 953 70 70

Електронная почта: krohaodua@ukr.net

Критерии развития ребенка до 1 года

Что такое критерии развития?
Критерии развития – это навыки или действия, которые большинство детей умеют (владеют) в определенном возрасте.

От рождения до 1 года развитие ребенка происходит очень быстро.
Ребенок овладевает новыми навыками во всех сферах.
Существуют контрольные точки, которые позволяют оценить развитие ребенка, ведь каждый малыш индивидуален.

ПОМНИТЕ! Нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык.
В результате наблюдения за детьми, выделены интервалы, в которых должны проявляться те или иные навыки у ребенка.
Выделены интервалы в возрасте «от» и «до», в которых какой-либо навык появляется у 95% здоровых детей!!!
Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и приняты как нормативный критерий.

Чтобы не тревожиться понапрасну, разберем, какими навыками должны овладеть дети в разные возрастные периоды и когда стоит обратиться к врачу.

1 месяц жизни

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Сосет соску
— Двигает хаотично руками и ногами
— Поворачивает голову к свету или источнику звука
— Может сосредоточиться на лице мамы
— Успокаивается, когда видит или слышит маму
— Зажимает ручкой предмет (палец мамы)
— Лежа на животе удерживает голову в вертикальном положении

Навыки, которые выполняет половина детей:

— следит за предметом
— различает черно-белые узоры
— произносит отдельные звуки

Навыки, которые выполняют отдельные дети:

— улыбается
— смеется
— держит голову под углом 45 градусов

Суммарно за 1 месяц:

После рождения ребенка вам может показаться, что Ваш ребенок только и делает, что ест, спит, плачет и пачкает подгузники. Однако уже к концу первого месяца он становится намного более активным и начинает реагировать на новые проявления внешнего мира. Постепенно его движения станут более уверенными, особенно в части запихивания руки в рот . Вы заметите, что он слушает, когда вы говорите, смотрит на вас, когда вы держите его на руках, и даже иногда совершает осознанные движения, или чтобы привлечь ваше внимание.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие

Резкие вздрагивающие движения ручками
Подносит руки к глазам и ко рту
Лежа на животе, может повернуть голову из стороны в сторону
Голова запрокидывается назад, если ее не поддерживать
Руки постоянно напряжены и сжаты в кулаки Наблюдаются ярко выраженные рефлекторные движения

Зрительное и слуховое развитие

Фокусирует взгляд на расстоянии 20-30 см.
Взгляд блуждает, возможно небольшое сходящееся косоглазие
Предпочитает смотреть на черно-белые или контрастные предметы и рисунки
Предпочитает изображение человеческого лица всем другим изображениям
Слух полностью сформировался
Ребенок узнает некоторые звуки
Может повернуться к знакомым звукам и голосам

Обоняние и осязание

Отчетливо предпочитает сладкие запахи
Избегает горьких или кислых запахов
Узнает запах грудного молока своей матери
Предпочитает мягкие, а не шероховатые материалы. Радуется мягким прикосновениям
Не любит, когда к нему прикасаются недостаточно осторожно или неожиданно

Обратиться к врачу следует если:

Ребенок выражено плохо и медленно сосет
— Не моргает, когда оказывается перед источником яркого света
— Не фокусирует взгляд и не следит глазами за находящимся вблизи объектом, перемещающимся из стороны в сторону
— Редко двигает руками и ногами, выглядит словно одеревеневшим
— Ножки и ручки расслаблены, висят, как тряпочка
— Нижняя челюсть дрожит непрерывно, даже когда ребенок не беспокоится, не плачет и не кричит
— Ребенок не реагирует на громкие звуки


2 – месяц

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Гулит (произносит отдельные звуки)
— Следит за объектами в поле зрения
— Наблюдает за своей рукой
— В положении на животе удерживает голову короткое время
— Поворачивает голову в направлении звука

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Улыбается и смеется
— Держит голову под углом 45 градусов
— Произносит горловые звуки («и», «а», «у»), затем («м», «п», «б», «к»)
— Шевелит губами, жестикулирует

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— Хорошо держит голову
— Может удерживать вес тела на ногах
— Может поднимать голову и плечи лежа на животе
— Наблюдает за своей рукой
— В положении на животе удерживает голову короткое время
— Поворачивает голову в направлении звука


3 месяца

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Узнает лица и запах матери
— Лежа на животе стабильно удерживает голову в приподнятом положении, следит глазами за предметом
— Ищет глазами источник звука
— Активно реагирует на детей
— Отвечает улыбкой на улыбку

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Гулит, произносит сложные звуки
— Выпускает пузырьки слюны
— Узнает лица родственников (которые часто общаются с ребенком)
— Когда видит интересный предмет, начинает активно реагировать

Навыки, которые выполняют отдельные дети

-Переворачивается на спину
— Поворачивается в сторону громких звуков
— Тянет ручки к игрушке
— Может сложить ручки вместе
-Стучит игрушками по столу


4 месяца

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Улыбается и громко смеется
— Неуверенно тянется к игрушке, висящей перед ним
— Лепечет, гулит

Навки, которые выполняет половина детей:

— Может схватить игрушку
— Держит игрушку в руке
— переворачивается с живота на спину

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— повторяет слоги «ма-ма-ма» и т.д.
— появляется первый зуб
— снижается «выталкивающий рефлекс» — языком (один из признаков готовности ребенка к введению другой пищи


Суммарно
К возрасту трех- четырех месяцев ваш ребенок поразительным образом изменится, проделав путь от полностью зависимого новорожденного младенца до активно реагирующего малыша. Ребенок утратит многие из рефлексов, свойственных новорожденным, а его тело начнет постепенно ему подчиняться. Вы заметите, как ваш ребенок начнет проводить долгое время изучая собственные руки и наблюдая, как они двигаются

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка в период от 2 до 4 месяцев:

Двигательное развитие

Поднимает голову и грудь, лежа на животе
Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе
Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине
Раскрывает ладони и сжимает кулачки
Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
Подносит руки ко рту
Ударяет свисающие предметы руками
Хватает игрушки и трясет ими

Зрительное и слуховое развитие

Внимательно разглядывает лица
Следит за движущимися предметами
Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
Начинает согласовывать движения рук и направление взгляда. Формируется зрительно-двигательная координация движений
Улыбается при звуке вашего голоса
Начинает гулить
Начинает подражать некоторым звукам
Поворачивает голову в направлении звука

Социальное и эмоциональное развитие

Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям)
Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается
Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица
Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого


К врачу, если ребенок в возрасте двух-четырех месяцев:

— Не реагирует на громкие звуки
— К возрасту двух месяцев не начинает обращать внимание на свои руки
— К возрасту двух месяцев не улыбается на звук вашего голоса
— К возрасту двух-трех месяцев не следит взглядом за движущими предметами
— К возрасту трех месяцев не хватает и не удерживает предметы
— К возрасту трех месяцев не улыбается людям
— Не может хорошо держать голову в три месяца
— К возрасту трех-четырех месяцев не тянется к игрушкам и не хватает их
— К возрасту трех-четырех месяцев не начинает гулить
— К возрасту четырех месяцев не начинает тянуть предметы в рот
— К возрасту четырех месяцев начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки
— К возрасту четырех месяцев не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
— Не может свободно двигать каким-то одним или двумя глазами во всех направлениях
— Косит глазами большую часть времени (редкое косоглазие нормально в эти первые месяцы)
— Не обращает внимания на новые лица, или выглядит очень испуганным при появлении новых лиц или попадании в новую обстановку


5 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Произносит длинные ряды слогов
— Явно отличает цвета
— Играет своими руками и ногами
— Если придерживать за ручки пытается встать из положения «сидя»
— Четко тянется к игрушке и захватывает ее

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Узнает имя
— Оборачивается в направление новых звуков
— Переворачивается в обоих направлениях: со спины на живот и наоборот
— Различает интонации голоса
— Пытается захватывать пищу губами из ложки (один из признаков готовности ребенка к введению прикорма)

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— Сидит с поддержкой
— Берет игрушки в рот
— Проявляет недоверие к посторонним
— Проявляет беспокойство при отсутствии мамы
— Может сказать мама с ударением на первый слог (ранее ударение падало на второй слог)


6 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Садится из положения лежа самостоятельно или с помощью взрослых
— Стоит на выпрямленных ногах (с поддержкой)

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Принимает прикорм
— Сидит без поддержки
— Ест с ложки
— При виде пищи открывает рот

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— начинает ползать
— начинает брать объект с противоположной стороны тела


7 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Сидит без поддержки
— Подтягивает предметы к себе
— Стоит, если поддерживать за плечи
— Берет игрушки любой рукой и умеет перекладывать из рук в руки

Навыки, которые выполняет половина детей:

-Ползает
-Повторяет слоги

Навыки, которые выполняют отдельные дети

-Машет рукой на прощание
— Умеет стоять с поддержкой
— Стучит двумя игрушками об себя


Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте семи месяцев

В возрасте от четырех- пяти до семи месяцев, с Вашим ребёнком происходят самые важные изменения. В этот период он учится согласовывать возникающие у него ощущения (зрительные, осязательные, слуховые) со все новыми движениями и в результате научится хватать, переворачиваться, сидеть и, возможно, даже ползать.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие

Переворачивается с живота на спину и обратно
Садится с помощью, а затем и без помощи рук
Стоит с поддержкой
Дотягивается до предметов одной рукой
Перекладывает предметы из одной руки в другую
Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захват

Зрительное развитие

Может видеть все цвета
Совершенствуется зрительное восприятие отдаленных объектов
Может лучше следить взглядом за движущимися предметами

Развитие языковых навыков:

Откликается на своё имя
Начинает реагировать на слово «нет»
Различает эмоции и интонации
Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит
Выражает голосом радость и неудовольствие
Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слогов
Развитие процесса познания:
Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду
Исследует предметы руками и ртом
Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии

Социальное и эмоциональное развитие:

Ребёнку нравятся совместные игры (Примечание Полины имеются ввиду игры на взаимодействие (прятки/ку-ку, потешки с движениями, «дай-на»))
Проявляет интерес к изображениям в зеркале
Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется

К врачу если:

— Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие
— Ребёнок слишком расслаблен, как тряпичная кукла

— Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть
— Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет
— Отказывается от обниманий
— Не проявляет любви к тем людям, которые за ним ухаживают
— Ребёнку не нравится быть в обществе других людей
— Один или оба глаза постоянно сведены к переносице или, наоборот, расходятся к вискам
— Постоянное слезотечение, выделения из глаз или чувствительность к свету
— Не реагирует на звуки
— Засунуть какой-либо предмет в рот для ребенка очень сложно
— К возрасту четырех месяцев не поворачивается к источнику звука
— К возрасту пяти месяцев не переворачивается со ни спины на живот, ни обратно
— В возрасте старше пяти месяцев безудержно плачет по ночам
— К возрасту пяти месяцев не улыбается спонтанно
— К возрасту шести месяцев не садится с поддержкой
— К возрасту шести месяцев не смеётся, не повизгивает
— К возрасту шести-семи месяцев не тянется активно за предметами
— К возрасту семи месяцев не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см.) и вдали (180 см.)
— К возрасту семи месяцев не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой
— К возрасту семи месяцев не пытается привлечь внимание своими действиями



8 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Говорит «мама», «папа»
— Переводит предметы их одной руки в другую

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Умеет стоять с поддержкой
— Ползает
— Указывает на предметы
— Ищет скрытые предметы

Навыки, которые выполняют отдельные дети

Пытается стоять самостоятельно
— Захватывает предметы пальцами (пинцетный захват)
— Движения сопровождает жестами


9 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Умеет стоять с поддержкой
— Говорит слогами
— Лопочет
— Появляется схема «постоянного предмета» — это когда ребенок понимает о каком предмете идет речь, даже если его не видит

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Передвигается с поддержкой от предмета к предмету
— Пьет из чашки
— Ест пальцами (пинцетный захват)

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— Играется самостоятельно
— Понимает простые игры
— Говорит мама или папа конкретному человеку
— Попытки самостоятельного стояния


10 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Машет рукой на прощание
— Ползает
— Ходит с поддержкой

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Говорит «мама» или «папа» конкретному человеку
— Жестами сигнализирует о своих желаниях
— Понимает слово нет
— Откликается на свое имя

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— Стоит несколько секунд
— Складывает игрушки в коробку


11 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

-Говорит «мама» и «папа», обращаясь к конкретному лицу
— Понимает простые игры
— Несколько секунд стоит самостоятельно
— Ходит, поворачивается

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Понимает слово «нет»
— Выполняет простые поручения
— Складывает игрушки
— Умеет держать два предмета одной рукой

Навыки, которые выполняют отдельные дети

Добавляет еще слово к слову мама или папа


12 месяцев

Навыки, которые выполняют большинство детей этого возраста:

— Копирует деятельность взрослых и других детей
— Понимает и выполняет простые поручения

Навыки, которые выполняет половина детей:

— Умеет делать несколько шагов
— С пониманием добавляет дополнительное слово к привычным словам

Навыки, которые выполняют отдельные дети

— Ходит самостоятельно
— Рисует каракули
— Умеет говорит простыми словосочетаниями
— Владеет навыком горшка

Каких достижений в развитии стоит ожидать от двенадцатимесячного ребенка?

В возрасте восьми-двенадцати месяцев ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное ощущение подвластности, чувство контроля — впервые ребенок ощущает себя физически независимым.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка.

Двигательное развитие


Садится без посторонней помощи
Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами
Встает на четвереньки
Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Примечание Полины Это либо четвереньки — ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи — опора на стопы и ладони)
Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз
Подтягивается, чтобы встать
Ходит, держась за мебель
Недолго стоит без поддержки
Может сделать пару шагов без поддержки

Развитие мелкой моторики и движений рук


Использует «пинцетный» захват
Держа в руках кубики, ударяет ими друг о друга
Кладет предметы в разные емкости
Вынимает предметы из различных емкостей
Осознанно выпускает предметы из рук
Толкает/трогает предметы указательным пальцем
Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые

Развитие языковых навыков


Все больше интересуется речью окружающих
Реагирует на несложные устные просьбы
Реагирует на слово «нет»
Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет»
Лепет становится более выразительным
Говорит «мама» и «папа»
Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!»
Пытается повторять слоги и простые односложные слова

Развитие процесса познания


Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет)
Легко находит спрятанные предметы
Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке
Копирует жесты
Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает)

Социальное и эмоциональное развитие


Ведет себя беспокойно или скованно в присутствии незнакомцев
Плачет, когда мама или папа уходит
В своих играх любит копировать других
Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам
Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?)
Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?)
В определенных ситуациях может пугаться
Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным
Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание
Сосет свой пальчик
Вытягивает руки или ноги, чтобы помочь тому, кто его одевает

Когда к врачу:


— К возрасту восьми месяцев не лепечет
— К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в «ку-ку!»
— Не ползает
— Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца)
— Не может стоять с поддержкой
— Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах
— Не произносит отдельных слов («мама» или «папа»)
— Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой
— Не указывает на предметы или картинки


kroha_new phone