Критерии развития ребенка до 1 года

В течение первого года жизни происходит интенсивное развитие малыша:
он растет, набирает вес, приобретает новые навыки, тонкие движения, расширяется эмоциональная сфера крохи. Такое развитие может протекать плавно, а может всплесками, поэтому существуют критерии, на которые должен опираться
врач педиатр, да и родители тоже, оценивая своего ребенка.

Начнем с прибавки массы тела. Когда-то существовала шкала оценки веса малыша первого года, которой, к сожалению, продолжают пользоваться некоторые участковые врачи. По этой шкале ребенок должен набирать вес: 600 гр-800 гр -800 гр -750 гр и т.д. в соответствии с месяцем жизни ребенка. Шкала имеет много минусов, она очень приблизительна и не учитывает индивидуальных особенностей малыша, а самое главное не учитывает соотношения роста ребенка к весу, так называемый весо-ростовой показатель.

На смену этой шкале пришла система оценки развития ребенка, учитывающая пол, рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. Ведь ребенок должен развиваться гармонично. Поэтому более правильно было бы говорить о наборе веса в диапазоне:
таблица набора веса

 

Возраст ребенка, мес.

девочки, гр.

мальчики, гр.

1 мес.

400-900

400-1200

2 мес.  400-1300  400-1500 
3 мес.  500-1200  600-1300 
4 мес.  500-1100  400-1300 
5 мес  300-1000  400-1200 
6 мес.  300-1000  400-1000 

7 мес.

200-800  200-1000 
8 мес 200-800  200-800 
9 мес.  100-600  200-800 
10 мес.  100-500  100-600 
11 мес.  100-500 100-500 
12 мес.  100-500  100-500 

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте одного месяца?
Оригинал – http://www.aap.org/publiced/BK0_DevMile_1Mos.htm

После рождения ребенка вам может показаться, что Ваш ребенок только и делает, что ест, спит, плачет и пачкает подгузники. Однако уже к концу первого месяца он становится намного более активным и начинает реагировать на новые проявления внешнего мира. Постепенно его движения станут более уверенными, особенно в части запихивания руки в рот . Вы заметите, что он слушает, когда вы говорите, смотрит на вас, когда вы держите его на руках, и даже иногда совершает осознанные движения, или чтобы привлечь ваше внимание.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие
Резкие вздрагивающие движения ручками
Подносит руки к глазам и ко рту
Лежа на животе, может повернуть голову из стороны в сторону
Голова запрокидывается назад, если ее не поддерживать
Руки постоянно напряжены и сжаты в кулаки Наблюдаются ярко выраженные рефлекторные движения

Зрительное и слуховое развитие
Фокусирует взгляд на расстоянии 20-30 см.
Взгляд блуждает, возможно небольшое сходящееся косоглазие
Предпочитает смотреть на черно-белые или контрастные предметы и рисунки
Предпочитает изображение человеческого лица всем другим изображениям
Слух полностью сформировался
Ребенок узнает некоторые звуки
Может повернуться к знакомым звукам и голосам

Обоняние и осязание
Отчетливо предпочитает сладкие запахи
Избегает горьких или кислых запахов
Узнает запах грудного молока своей матери
Предпочитает мягкие, а не шероховатые материалы. Радуется мягким прикосновениям
Не любит, когда к нему прикасаются недостаточно осторожно или неожиданно

Контроль за развитием ребенка.

Сообщите вашему педиатру, если обнаружите какой-то из нижеперечисленных признаков задержки развития на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка:

Ребенок выражено плохо и медленно сосет
Не моргает, когда оказывается перед источником яркого света
Не фокусирует взгляд и не следит глазами за находящимся вблизи объектом, перемещающимся из стороны в сторону
Редко двигает руками и ногами, выглядит словно одеревеневшим
Ножки и ручки расслаблены, висят, как тряпочка
Нижняя челюсть дрожит непрерывно, даже когда ребенок не беспокоится, не плачет и не кричит
Ребенок не реагирует на громкие звуки

Каких достижений в развитии стоит ожидать к трехмесячному возрасту?

К возрасту трех месяцев ваш ребенок поразительным образом изменится, проделав путь от полностью зависимого новорожденного младенца до активно реагирующего малыша. Ребенок утратит многие из рефлексов, свойственных новорожденным, а его тело начнет постепенно ему подчиняться. Вы заметите, как ваш ребенок начнет проводить долгое время изучая собственные руки и наблюдая, как они двигаются.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие
Поднимает голову и грудь, лежа на животе
Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе
Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине
Раскрывает ладони и сжимает кулачки
Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
Подносит руки ко рту
Ударяет свисающие предметы руками
Хватает игрушки и трясет ими

Зрительное и слуховое развитие
Внимательно разглядывает лица
Следит за движущимися предметами
Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
Начинает согласовывать движения рук и направление взгляда. Формируется зрительно-двигательная координация движений
Улыбается при звуке вашего голоса
Начинает гулить
Начинает подражать некоторым звукам
Поворачивает голову в направлении звука

Социальное и эмоциональное развитие
Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям)
Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается
Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица
Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого

Контроль за развитием ребенка.

Хотя каждый малыш развивается по-своему, в своем темпе, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Если вы заметили какие-либо из следующих признаков, которые должны насторожить родителя ребенка возраста около трех месяцев, обсудите это с вашим педиатром:
Не реагирует на громкие звуки
К возрасту двух месяцев не начинает обращать внимание на свои руки
К возрасту двух месяцев не улыбается на звук вашего голоса
К возрасту двух-трех месяцев не следит взглядом за движущими предметами
К возрасту трех месяцев не хватает и не удерживает предметы
К возрасту трех месяцев не улыбается людям
Не может хорошо держать голову в три месяца
К возрасту трех-четырех месяцев не тянется к игрушкам и не хватает их
К возрасту трех-четырех месяцев не начинает гулить
К возрасту четырех месяцев не начинает тянуть предметы в рот
К возрасту четырех месяцев начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки
К возрасту четырех месяцев не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
Не может свободно двигать каким-то одним или двумя глазами во всех направлениях
Косит глазами большую часть времени (редкое косоглазие нормально в эти первые месяцы)
Не обращает внимания на новые лица, или выглядит очень испуганным при появлении новых лиц или попадании в новую обстановку
Сохраняет тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех-пяти месяцев

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте семи месяцев

В возрасте от четырех до семи месяцев, с Вашим ребёнком происходят самые важные изменения. В этот период он учится согласовывать возникающие у него ощущения (зрительные, осязательные, слуховые) со все новыми движениями и в результате научится хватать, переворачиваться, сидеть и, возможно, даже ползать.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие
Переворачивается с живота на спину и обратно
Садится с помощью, а затем и без помощи рук
Стоит с поддержкой
Дотягивается до предметов одной рукой
Перекладывает предметы из одной руки в другую
Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захват

Зрительное развитие
Может видеть все цвета
Совершенствуется зрительное восприятие отдаленных объектов Может лучше следить взглядом за движущимися предметами

Развитие языковых навыков:
Откликается на своё имя
Начинает реагировать на слово “нет”
Различает эмоции и интонации
Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит
Выражает голосом радость и неудовольствие
Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слогов
Развитие процесса познания:
Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду
Исследует предметы руками и ртом
Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии

Социальное и эмоциональное развитие:
Ребёнку нравятся совместные игры (Примечание Полины имеются ввиду игры на взаимодействие (прятки/ку-ку, потешки с движениями, “дай-на”))
Проявляет интерес к изображениям в зеркале
Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется

Контроль за развитием ребенка

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.
Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте семи месяцев:
Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие
Ребёнок слишком расслаблен, как тряпичная кукла
Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть
Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет
Отказывается от обниманий
Не проявляет любви к тем людям, которые за ним ухаживают
Ребёнку не нравится быть в обществе других людей
Один или оба глаза постоянно сведены к переносице или, наоборот, расходятся к вискам
Постоянное слезотечение, выделения из глаз или чувствительность к свету
Не реагирует на звуки
Засунуть какой-либо предмет в рот для ребенка очень сложно
К возрасту четырех месяцев не поворачивается к источнику звука
К возрасту пяти месяцев не переворачивается со ни спины на живот, ни обратно
В возрасте старше пяти месяцев безудержно плачет по ночам
К возрасту пяти месяцев не улыбается спонтанно
К возрасту шести месяцев не садится с поддержкой
К возрасту шести месяцев не смеётся, не повизгивает
К возрасту шести-семи месяцев не тянется активно за предметами
К возрасту семи месяцев не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см.) и вдали (180 см.)
К возрасту семи месяцев не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой
К возрасту семи месяцев не пытается привлечь внимание своими действиями
К возрасту восьми месяцев не лепечет
К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в “ку-ку!”

Каких достижений в развитии стоит ожидать от двенадцатимесячного ребенка?

В возрасте восьми-двенадцати месяцев ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное ощущение подвластности, чувство контроля – впервые ребенок ощущает себя физически независимым.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка.

Двигательное развитие
Садится без посторонней помощи
Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами
Встает на четвереньки
Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Примечание Полины Это либо четвереньки – ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи – опора на стопы и ладони)
Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз
Подтягивается, чтобы встать
Ходит, держась за мебель
Недолго стоит без поддержки
Может сделать пару шагов без поддержки

Развитие мелкой моторики и движений рук
Использует «пинцетный» захват
Держа в руках кубики, ударяет ими друг о друга
Кладет предметы в разные емкости
Вынимает предметы из различных емкостей
Осознанно выпускает предметы из рук
Толкает/трогает предметы указательным пальцем
Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые

Развитие языковых навыков
Все больше интересуется речью окружающих
Реагирует на несложные устные просьбы
Реагирует на слово «нет»
Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет»
Лепет становится более выразительным
Говорит «мама» и «папа»
Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!»
Пытается повторять слоги и простые односложные слова

Развитие процесса познания
Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет)
Легко находит спрятанные предметы
Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке
Копирует жесты
Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает)

Социальное и эмоциональное развитие
Ведет себя беспокойно или скованно в присутствии незнакомцев
Плачет, когда мама или папа уходит
В своих играх любит копировать других
Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам
Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?)
Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?)
В определенных ситуациях может пугаться
Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным
Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание
Сосет свой пальчик
Вытягивает руки или ноги, чтобы помочь тому, кто его одевает

Контроль за развитием ребенка

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте восьми-двенадцати месяцев.
Не ползает
Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца)
Не может стоять с поддержкой
Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах
Не произносит отдельных слов («мама» или «папа»)
Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой
Не указывает на предметы или картинки

Наш адрес

г.Одесса
ул.Бугаевская, 35
ул.Пастера, 58

********************

тел.
(048) 7014070,
0949537070
(048) 7728863

********************

e-mail
krohaodua@ukr.net

*********************

Канал telegram
https://t.me/krohaodua

**********************

Вайбер
+380487014070

Форум Школы Кроха

Обсудить статью
Задать вопрос доктору

Рассылка

Архивы
Расписание курсов

Основной курс

Новый набор 2018 г.   –   6 августа

 

Регистрация

_______________________________

Онлайн курс для будущим мам

Начало занятий выбираете Вы самостоятельно (в заявке)

Регистрация

Ближайшие семинары
Наши партнеры

Семейный, детский Психолог

Виктория Петренко (онлайн консультации)
Скайп: v-puhova, вайбер: +380503908273

 

Людмила Руммо-Бартеньева
0959444954, 0967634823

_________________________________

Йога мама

________________________________

Доставка продуктов питания
“Вкусно вместе! “

Свежие комментарии
Календарь
Июнь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930